Бирюзовое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Как кино подменяет историю

Как кино подменяет историю

Исторические сюжеты — одни из самых востребованных с момента изобретения кинематографа.

Так, первый отечественный игровой фильм 1908 года, снятый режиссёром Владимиром Ромашковым, назывался Понизовая вольница и был посвящён Степану Разину.

Позднее, когда кинематограф стал главным оружием пропаганды, исторические сюжеты были переосмыслены в свете новой конъюнктуры.

Расцвет жанра приходится на 1950−1960-е годы, так называемую эпоху пеплумов, когда в США и Италии стали популярны античные и библейские сюжеты.

Александр Невский

Культовый фильм Сергея Эйзенштейна, вышедший в 1938 году, в течение долгого времени оставался эталоном историко-героического кино.

Яркие персонажи, получасовая масштабная битва в финале, музыка Сергея Прокофьева — всё это может впечатлить даже современного искушённого зрителя.

Костюмы и новгородцев, и тевтонцев были стилизованы под 13 век, при этом присутствовали анахронизмы, возможно, намеренные — для усиления образа воина.

Так, на экране мы видим позднесредневековые салады, напоминающие немецкие шлемы 20 века, свастики на митре католического епископа, а топфхельмы у большинства рыцарей выглядят, как железные вёдра с прорезями для глаз.

Однако всё это меркнет в сравнении с финалом битвы, когда рыцари проваливаются под воду.

Это не находит подтверждения ни в одном из источников 13 века.

Как кино подменяет историю

В отличие от других битв того времени, о Ледовом побоище, кроме русских летописей, повествует Ливонская рифмованная хроника, а также более поздняя Хроника гроссмейстеров.

Реальные политические отношения Пскова и Новгорода с Ливонским орденом были не столь примитивны, как это показано в фильме.

Стороны соперничали за земли, на которых находится современная Эстония, преследуя в первую очередь экономический интерес.

Приграничные стычки происходили как до Александра Невского, так и после его смерти.

Конфликт 1240−1242 годов выделяется на фоне других активным наступлением рыцарей на псковские земли, а также захватом самого Пскова небольшим отрядом крестоносцев.

При этом о зверствах рыцарей в городе, так ярко показанных в фильме, история не знает.

Александр Невский активно перешёл в контрнаступление, вернув Псков и захваченные крепости, и начал рейды уже на территорию Ордена.

Как кино подменяет историю

Никакого поединка между Александром и магистром крестоносцев не было, а вот разгром русского авангарда Домаша Твердиславича перед битвой действительно имел место.

Предатель Твердило, который в фильме носит доспехи более поздней эпохи, имеет прототип в виде реального псковского посадника Твердилы, который сдал город крестоносцам.

А вот эпизод, где Александр Невский говорит, что немец тяжелее нашего, породил миф о защитном обмундировании рыцарей, из-за которого те якобы и утонули.

В реальности обе стороны в 13 веке носили лишь кольчужные доспехи.

Картина Эйзенштейна сформировала миф как о самом Александре Невском, так и об отношениях Руси и Западной Европы в Средние века.

И десятилетия спустя после выхода фильма и развенчания мифов образы, созданные режиссёром, неотступно преследуют зрителя.

300 спартанцев

Пеплум 1962 года, снятый Рудольфом Мате, считается одним из лучших фильмов о Древней Греции. Картина популяризировала историю Фермопильского сражения 480 г. до н. э.

Главная тема фильма — противостояние свободных греков и варварских персов.

По сюжету, царь Ксеркс привёл миллионную армию, чтобы завоевать Грецию, и только небольшая группа спартанцев с немногочисленными союзниками готова дать ему отпор.

Все они погибнут.

Персидское вооружение показано очень условно: гвардейцы одеты в чёрные костюмы и мало похожи на свои изображения из дворца Дария I в Сузах.

Участие колесниц и кавалерии в битве также маловероятно.

Не исключено, что персы имели лёгкую конницу.

Что до спартанцев, то большинство из них в фильме — безбородые мужчины (хотя реальные гоплиты были длинноволосыми и носили бороды).

Как кино подменяет историю

Подробности трёхдневного сражения также далеки от исторических реалий: отсутствует стена, которую греки построили у входа в Фермопильский проход; нападение на персидский лагерь и хитрые приёмы борьбы с кавалерией персов не находят подтверждения.

Однако Диодор упоминает, что в финале сражения греки действительно пытаются напасть на персидский лагерь и убить Ксеркса.

Главный миф, созданный фильмом, касается количества участников сражения.

Согласно греческим источникам, спартанцев в Фермопилах поддерживали не только феспийцы, но и воины многих греческих полисов.

Общее число защитников прохода в первые дни превышало 7 тысяч человек.

Храброе сердце

Картина Мела Гибсона 1995 года выпуска задала моду на исторические блокбастеры.

Пять премий Оскар, множество скандалов, обвинений в англофобии, национализме и исторической недостоверности — всё это пришлось пережить Храброму сердцу.

При этом картина — один из лидеров в списке самых недостоверных фильмов в истории.

Шотландский национальный герой Уильям Уоллес, в отличие от киноперсонажа, был мелкопоместным дворянином.

Его отец не только не был убит англичанами, но даже поддерживал их в политических целях.

Шотландцы представлены как грязные нечёсаные крестьяне, лишённые доспехов и в килтах.

В битве при Стерлинге их лица раскрашены синим, как у каких-нибудь древних пиктов.

Намеренно показанный крестьянско-варварский характер шотландской армии, конечно, совершенно не соответствует действительности.

Шотландская пехота, да и многие рыцари, мало чем отличались по вооружению от англичан.

В фильме есть яркая сцена применения Уоллесом длинных копий против английской кавалерии.

Сцена, видимо, является отсылкой к использованию шотландцами шилтронов — крупных пехотных построений копейщиков, с которыми англичане смогли справиться только при помощи лучников.

Во время битвы на Стерлингском мосту в кадре отсутствует самый главный элемент — сам мост!

Судя по всему, режиссёру было интереснее показать атаку английской кавалерии в чистом поле.

Сцена-то эффектная!

Что до юбок, то они появись только в 16 веке, да и Уоллес как житель равниной, а не горной Шотландии не должен был её носить.

Есть у фильма проблемы и с хронологией.

Эдуард Длинноногий умирает в одно время с Уоллесом, хотя в реальности он пережил его на два года.

После выхода фильма Мел Гибсон признавал многочисленные ошибки и анахронизмы, однако считал, что на это стоило пойти ради зрелищности.

С тех пор растрёпанные шотландские воины с раскрашенными лицами, кричащие вдохновляющее слово свобода! прочно закрепились в массовом сознании при упоминании восстания Уоллеса.

Да и сам Уоллес теперь на многих иллюстрациях непременно вооружён двуручным мечом, которого у него в реальности, скорее всего, никогда не было.

Комментарии закрыты.