Бирюзовое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Почему Людовик XIV приблизил Мольера?

Почему Людовик XIV приблизил Мольера?

Мало кто из европейских правителей подобно Людовику XIV делал столь серьёзную ставку на театр.

Сложился достаточно плодотворный союз государственной власти и театрального искусства, когда король был не просто координатором творческих процессов (чем, как правило, ограничивались другие правители-театралы), но и их сотворцом.

Он не только танцевал в придворных балетах, но и принимал участие в создании театральных пьес, балетов и опер.

Многие государственные деятели 17 века покровительствовали драматургам, но при Людовике XIV меценатство приобретает невиданный ранее размах, что позволяет расцвести талантам многих артистов того времени, среди которых и Жан-Батист Поклен, более известный под именем Мольер.

После падения сюринтенданта финансов Н. Фуке Мольер переходит на службу к королю, став, по сути, королевским оффисье.

С 1663 года он ежегодно получает гонорар в размере 1000 франков.

Впервые Мольер оказался полезен своему государю через несколько месяцев после их первой встречи, написав комедию Смешные жеманницы.

Написав комедию, в которой высмеиваются реалии салонной культуры, столь популярной тогда в высшем обществе, Мольер опосредованно способствовал возвращению утонченных аристократов и талантливых артистов ко двору.

После нападок Мольера салоны, конечно же, не исчезли, но уже с середины 1660-х годов они, не сумев противостоять притягательной силе молодого и галантного двора, утратили свою былую популярность.

Людовик XIV прокладывал свой путь к славе с помощью одного из самых авторитетных институтов своего времени — театра, ведь в 17 веке французы посещали его столь же регулярно, как и церковь.

Мало кто из историков сомневается в том, что Людовик XIV причастен к написанию Тартюфа, а некоторые и вовсе склонны говорить о его участии в создании комедии в большей степени, чем принято полагать.

С октября 1663 года и по февраль 1673 года Мольер поставил более 20 пьес, три четверти которых написаны по приказу короля.

Мы можем быть уверены лишь в одном примере соавторства Мольера и Людовика XIV — комедии-балета Несносные (1661).

Почему Людовик XIV приблизил Мольера?

Запрет Тартюфа и пятилетняя борьба Мольера за свою пьесу беспрецедентна в истории театра.

Впервые не только во Франции, но, пожалуй, и во всей Европе комедия вызвала столько дискуссий.

Тартюф был первым произведением, которое запрещалось и светскими, и духовными властями одновременно, и при этом автор комедии имел мощную поддержку со стороны самого короля.

И, наконец, ни одна пьеса из однажды запрещённых усилиями автора не возвращалась к публике через пять лет.

Вся драматургическая деятельность Мольера была сознательным и последовательным воплощением его идей по созданию комедии нового типа.

Используя в первом варианте пьесы конфликт, похожий на фарсовый, Мольер обнаружил его глубинные возможности.

Выводя ранее на сцену в смешном виде Маркизов, Модниц, Рогоносцев, Врачей, Мольер затрагивал весьма конкретные и точные недостатки, хорошо знакомые изъяны своих современников.

Им Мольер всегда противопоставлял гармоничный взгляд на мир разумных и добродетельных персонажей.

Начиная с редакции Тартюфа 1664 года Мольер убирает из своих комедий положительных героев.

Почему Людовик XIV приблизил Мольера?

В Мещанине во дворянстве (1670), другой знаменитой комедии Мольера, мы привыкли видеть лишь сатиру на выходцев из третьего сословия, пытавшихся подражать аристократам.

Людовик XIV ратует за то, чтобы буржуа, служа государству, обогащались, роднились с семьями аристократов — так появляются министерские кланы Кольберов, Летелье, Сегье и Поншартренов.

Того же Мольера, сына обойщика, король делает придворным, чьей близости к монарху завидуют принцы.

Нравоучительная сторона комедий Мольера отвечает политическому курсу, проводимому Людовиком XIV: он выступает в роли педагога не только по отношению к своим непосредственным потомкам и окружению, но и ко всей нации.

Король открывает учебные заведения и академии, покровительствует наукам и искусствам.

Почему Людовик XIV приблизил Мольера?

В 1668 году Людовик начинает расширять Версаль; в 1670 он сходит со сцены; в 1673 умирает Мольер; с 1677-го Расин после скандала вокруг трагедии Федра больше не пишет для театра.

Эти события приводят к началу нового этапа программы публичной репрезентации Людовика XIV, когда театральное искусство перестаёт играть ключевую роль в околополитических интригах.

Комментарии закрыты.