Бирюзовое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

В чём гений Бориса Пастернака?

В чём гений Бориса Пастернака?

За свою долгую жизнь Пастернак превратился из футуриста-подражателя в уникального поэта.

Цель творчества — самоотдача, а не шумиха

29 января 1890 года в Москве в семье Пастернаков родился мальчик по имени Борис.

Творчество с детства окружало будущего поэта.

Отец Пастернака был членом Петербургской Академии художеств.

Иногда Леонид Осипович рисовал своего сына.

Мать Бориса Розалия Исидоровна играла на пианино.

Именно она научила сына любить музыку, давая Пастернаку уроки музыки.

Также мама будущего лирика устраивала домашние концерты, на которых часто присутствовали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов.

Любовь к высокому требовала от Пастернака образованности.

Молодой человек в 1908 году отправился учиться на юриста в Московский университет.

Однако вскоре он перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета.

Параллельно с учёбой Пастернак, пользуясь помощью Скрябина, проходил композиторскую программу.

В чём гений Бориса Пастернака?

В том же году вышел Близнец в тучах — первый пастернаковский сборник.

Необычные метафоры, нестандартные рифмы и яркие формы — вот основные черты ранней поэзии Пастернака, вдохновившегося русскими футуристами , а в частности творчеством Владимира Маяковского.

В 1913 году Пастернак, как и многие поэты Серебряного века , входил в состав литературной группы, которая называлась Лирикой.

Борис Леонидович уже окончил Московский университет.

Знания сделали уникальной поэзию выпускника философского отделения: интеллектуальная составляющая, проявляющаяся в сложных литературных и религиозных отсылках, является своеобразной изюминкой.

Травма ноги, полученная ещё в детстве во время конной поездки, не позволила Пастернаку в 1914 году отправиться на фронт Первой мировой войны.

К революционным потрясениям 1917 года Пастернак отнёсся сначала с большим энтузиазмом.

В отличие от всё того же Маяковского, Борис Леонидович никогда не был революционером или антимонархистом, негативно относившимся к династии Романовых.

Пастернаку революция представлялась не как социально-политическое изменение, а как стихия, способная вызвать прилив творческих сил.

Именно поэтому весной — летом 1917 года Пастернак создаёт один из лучших своих сборников.

Советская Россия: поэт в новых реалиях

НЭП открыл дорогу многим молодым поэтам.

В это время Владимир Маяковский и Сергей Есенин перестают быть просто авторами стихотворений — они и другие лирики активно дают концерты, декламируя произведения перед широкой аудиторией.

Пастернак, конечно, не мог претендовать на столь же широкую известность.

В его лирике не было ни революционного духа времени, как у Маяковского, ни есенинской простоты.

Но уникальная изысканность поэтических строк нравилась определённым кругам интеллигенции 20-ых годов XX столетия.

В чём гений Бориса Пастернака?

В 20-ые годы Пастернак познакомился со своим кумиром Маяковским.

Пролетарский поэт пригласил Бориса Леонидовича вступить в литературную группу ЛЕФ.

Намного ближе по духу Пастернаку были поэты-эстеты.

Именно поэтому он начал общаться с акмеистом Осипом Мандельштамом.

Также Борис Леонидович активно переписывался с Мариной Цветаевой.

Общение с этими поэтами приносило Пастернаку огромное удовольствие, ведь именно они были его творческими единомышленниками.

Во время Большого террора Борис Леонидович, несмотря на проявленную к нему любовь расстрелянного Бухарина, не пострадал.

Очевидно, что аполитичность пастернаковской лирики спасла жизнь поэта в столь суровый для страны исторический период.

Доктор Живаго

В 40-ые годы Пастернак активно работал над переводами текстов Уильяма Шекспира , Иоганна Гёте , Фридриха Шиллера и других великих поэтов.

Стихотворные переводы Бориса Леонидовича до сих пор считаются образцовыми.

Переводы не только позволили Пастернаку заработать деньги, они ещё и вдохновили его на создание крупного художественного произведения с глубокими философскими подтекстами.

В будущем Борис Леонидович напишет роман Доктор Живаго, в котором ощущаются мотивы из Фауста и Гамлета.

После войны Пастернак занялся написанием крупного романа, в котором отразились взгляды писателя.

Именно эта книга сыграла роковую роль в судьбе поэта.

Десять лет Пастернак работал над романом Доктор Живаго.

В этой книге писатель смог через художественный мир выразить своё мировоззрение.

Пастернак, показывая читателю жизненный путь поэта-врача Юрия Живаго, говорит нам о взглядах на христианство, любовь, судьбу России и творчество.

Завершают роман прекрасные стихи, ознаменовавшие полный переход от сложности формы (футуризма) к сложности содержания (символизму).

Известно, что осенью 1958 года Пастернаку вручили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой: за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа.

До этого на Нобелевскую премию среди русских писателей номинировался только Иван Бунин.

А кандидатуру Бориса Пастернака в 1958 году предложил французский писатель Альбер Камю.

К слову, Пастернак мог выиграть премию с 1946 по 1950 года: он ежегодно числился в кандидатах в это время.

Получив телеграмму от секретаря Нобелевского комитета Андерса Эстерлинга, Пастернак ответил в Стокгольм такими словами: Благодарен, рад, горд, смущен.

Нобелевская премия и травля поэта

Как только до советских властей дошли вести о номинации, на Пастернака сразу начали оказывать давление.

Пришедший на следующее утро Константин Федин, один из самых деятельных членов Союза писателей, потребовал демонстративно отречься от премии.

Однако Пастернак, вступив в разговор на повышенных тонах, отказал ему.

Тогда писателю пригрозили исключением из Союза писателей и другими санкциями, которые могли поставить крест на его будущем.

В содержании романа членов Союза писателей, объявивших войну Пастернаку, смутила негативная оценка главным героем (фактически, автором романа) революции. Вот что Юрий Живаго говорил о революционерах и их деятельности:

Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия.

Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара.

Построения миров, переходные периоды — это их самоцель.

Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

Ещё одним поводом для травли стала религиозность романа.

Магдалина, Гефсиманский сад, Зимняя ночь, Август — эти и другие произведения, вошедшие в цикл Стихотворений Юрия Живаго, пропитаны религиозным подтекстом.

Советская власть, пропагандировавшая атеизм, не могла допустить появления в печати лирики, написанной под влиянием библейских сюжетов.

Вместе с этим западная пресса активно поддерживала Пастернака.

Многие видели в премии настоящее предательство.

Дело в том, что Пастернак после неудачной попытки издания романа в своей стране решился передать его рукопись Джанджакомо Фельтринелли — представителю итальянского издательства.

Вскоре Доктор Живаго был переведен на итальянский и стал, как сейчас говорится, бестселлером.

Роман был признан антисоветским, так как в нём разоблачались достижения Октябрьской революции 1917 года, как говорили его критики.

Именно тогда появилось известное выражение Не читал, но осуждаю!.

Поэту грозили уголовным преследованием по статье Измена Родине.

Пастернак не выдержал и отправил в Стокгольм 29 октября телеграмму следующего содержания: В силу того значения, которое получило присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ.

Но и это не облегчило его положение.

Советские писатели обращались к правительству с просьбой лишить поэта гражданства и выслать за границу, чего больше всего боялся Пастернак.

В итоге его роман Доктор Живаго запретили, а поэта исключили из Союза писателей.

До конца жизни поэт не печатал свои стихи в литературной прессе.

В чём гений Бориса Пастернака?

Измученный травлей поэт испытал невероятный стресс.

Комментарии закрыты.