v-v.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя. История достройки и заброшенные подземелья артблока

Продолжим экскурсию по подземельям 35-ой береговой батареи Севастополя до того как там был создан мемориал, сильно изменивший внутреннее пространство. В этой части повествования мы отправимся исследовать помещения левой части артблока.

В предыдущей части (ссылка в конце) мы вышли через эспланаду батареи к артиллерийскому блоку, осмотрели его фасад (горжевую часть) и через перестроенный в послереволюционный период сквозник и центральную силовую станцию дошли до главного коридора блока. Попутно мы ознакомились с дореволюционной историей строительства батареи, ведь она в отличии от легендарной 30-ой батареи, в основном наследие «проклятого царизма».

Прежде чем отправиться в темные казематы обратимся к истории достройки 35-ой батареи в первые годы Советской власти и детально ознакомимся с планировкой той части, которую предстоит обследовать.

К моменту окончания Гражданской войны на вооружении Севастопольской крепости, числилось 27 береговых батарей, сведенных в четыре группы. Обследование береговой обороны Севастополя, произведенное после освобождения Крыма от белогвардейских частей показало полную небоеспособность батарей.

Тем не менее, уже к концу 1920 года удалось ввести в строй две четырехорудийные 152-мм батареи – №14 в районе Стрелецкой бухты и №20 на мысе Фиолент.

16 мая 1922 года состоялось совещание в Артиллерийском отделении Главмортехупра ВМС РККА по вопросу достройки батареи №25 в Севастополе. Рассмотрев соответствующие материалы, включая акт комиссии по осмотру от 13 февраля 1921 года, а так же справку Металлического завода о состоянии дел по изготовлению башенных установок, совещание признало возможность достроить батарею при условии отправки в Севастополь недостающих частей башенных установок.

Но начало работ по достройке башенной батареи №25 из-за отсутствия финансовых средств было отложено до 1924 года.

По итогам Первой мировой войны представления о защищенности от новых средств поражения береговых фортификационных сооружений сильно изменились. Необходимо было разрабатывать проект модернизации почти достроенного сооружения с его усилением и изменением назначения помещений.

Проект переделки башенного блока с защищенным сквозником, усиленным покрытием и усиленной тыльной стенкой был разработан военными инженерами Б.К.

Соколовым и В.В. Выставкиным.

Оперативно-тактическим заданием на проектирование батареи предусматривались:
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия и стен орудийных блоков 406-мм морских снарядов с учетом проникания и откола (уже построенные конструкции были рассчитаны на сопротивление попаданиям лишь 356-мм снарядов);
– обеспечение защиты от трех попаданий в одну точку боевого покрытия или у подошвы стен орудийных блоков двухтонных фугасных авиационных бомб с учетом фугасного действия и откола;
– полная защита всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава (в том числе в боевых рубках и орудийных башнях) без противогазов и защитной одежды при химических атаках и заражении местности в эспланаде батареи (следует отметить, что это требование несколько понизили при достройке 30-ой батареи, башни которой не были герметичны);
– полная энергетическая автономность (электроэнергия, пар, вода, сжатый воздух);
– возможность смены изношенных орудийных стволов личным составом в боевой обстановке;
– применение новейших приборов управления огнем и связи.

Все эти несколько завышенные на тот момент требования поставили советских строителей в сложную ситуацию, усугубляемую послевоенной разрухой.Наиболее сложными вопросами проектирования и строительства были:
а) возведение командных пунктов командира батареи и управляющего огнем башенной артиллерии крепости и соединение их шахтами и потернами с орудийными блоками;
б) защита тыльной стороны орудийных блоков и сквозникового входа в них с учетом возможного воздействия косоприцельного огня 406-мм артиллерии неприятельских линейных кораблей из района бухты Ласпи и попаданий двухтонных фугасных авиабомб у подошвы стены;
в) оборудование приемно-передающего радиоцентра с соответствующей аппаратурой и защищенными антеннами;
г) обеспечение полной коллективной противохимической защиты внутренних помещений, боевых рубок и орудийных башен;
д) снабжение качественной пресной водой для бытовых нужд, питания паровых котлов и охлаждения дизелей;
е) прокладка разветвленных инженерных сетей и коммуникаций при необходимости пересечения многочисленных герметичных переборок, перекрытий, броневых дверей и противооткольной одежды;
ж) устройство защищенных от попаданий снарядов и бомб и проникновения боевых отравляющих веществ в воздухозаборники приточной вентиляции, вводов водоснабжения, каналов загрузки твердого и жидкого топлива, выхлопов и выбросов дизельной и котельной установок, вытяжной вентиляции, канализации и дренажа;
з) механизация загрузки боеприпасов в погреба при массе одного снаряда 471 кг;
и) механизация чистки каналов стволов орудий после стрельбы;
к) полноценная противовоздушная и противодесантная оборона эспланады батареи силами ее личного состава, занятого одновременно ведением артиллерийского боя с кораблями противника;
л) монтаж экспериментальной щелочной аккумуляторной установки шведского производства мощностью 2000 кВт для перекрытия пиковых нагрузок дизельной электростанции в боевой обстановке.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Так как бетонный блок проектировался до утверждения Временной инструкции 1913 года, проводились работы по установке в казематах противооткольных одежд из стальных швеллеров и двутавровых балок. Бетонные работы и монтаж первой башни закончились в середине 1926 года.

4 сентября того же года первая башня батареи №8 была отстреляна на ручном действии.

По заключению комиссии оба орудия первой башни и установки в целом испытание стрельбой при ручном действии выдержали.
Несмотря на окончание монтажа башен, ввод батареи в строй откладывался из-за задержки поставки силового и вспомогательного оборудования. Так, сроки сдачи силовой электростанции были определены апрелем 1928 года, плюс время на доставку дизелей и генераторов из Ленинграда в Севастополь.

Дополнительные (запасные) агрегаты силовой и компрессорной станций должны были быть готовы к весне 1929 года.
21 декабря 1927 года государственная комиссия произвела приемку орудийных башен от строителей с опробованием их стрельбой. В это время на батарее имелись два агрегата электростанции принадлежащих тресту «Машинстрой» и оставленных этим предприятием на батарее по просьбе заместителя председателя РВС И.С.

Уншлихта до сдачи постоянной силовой и электростанции.

От нее брали электроэнергию при испытании батареи. Только в августе 1928 года силовая установка батареи была принята комиссией по приемке силовой осветительной и компрессорной станций батареи №8.
В октябре 1927 года по предложению РВС МСЧМ в целях засекречивания числа береговых батарей и прожекторов береговой обороны Черного моря, как установленных, так и устанавливаемых, береговую 305-мм батарею №8 переименовали в №35. Осенью 1929 года башенная береговая батарея №35 окончательно вступила в строй.

В июле того же года её посетили члены Правительства СССР во главе с И.В.

Сталиным.

При сравнении с первоначальным проектом батареи хорошо видно не только как изменилась ее конструкция, но и как поменялось назначение помещений. Так осветительная станция заняла помещение казармы на 48 человек, аккумуляторная и щитовая разместились в казарме машинистов на 37 чел., мастерская и левая компрессорные остались на своем месте, на месте правой компрессорной разместили котельную, а левая часть сквозника и оборонительный сортир превратились в помещения венткамеры.

Также изменили планировку и предназачение помещения 23, 24, 25.

Береговая батарея № 35 Севастополя

В августе 1932 года было выдано оперативное задание на постройку постов батареи №35: командного и управляющего огнем. Требования к постам: должны иметь обзор всего водного пространства, обстреливаемого батареей, ввиду того, что по местным условиям (рельеф местности, расположение башен) не представляется возможным иметь указанный выше обзор с одного поста, необходима постройка двух постов с взаимоперекрещивающимися секторами видимости.
Расположение поста для защиты его от ослепления своими выстрелами и от действия снарядов противника предполагалось вынести в сторону от 300 до 600 м (300 м – предел эллипса рассеивания на дистанции 150 кб. для 15-дм снаряда, 600 м – предел нормальных методов управления оружием и правильного действия ПУАО).

Каждый пост должен был состоять из:
– рубки управления огнем, её размер должен допускать работу в ней семи человек, установку перископа и планшета, контрольных приборов управления огнем;
– закрытого дальномерного поста для 10-м скрывающегося дальномера и запасного 8-м;
– отдельного помещения на одно лицо начсостава и восемь краснофлотцев;
– помещения радиостанции, кладовой имущества, уборной.
Помещения должны быть отапливаемые и газонепроницаемые с подачей воздуха через фильтры и иметь защиту от попадания одного 16-дм снаряда и 2-тонной бомбы.

В разрезе артблок выглядит примерно так. Источник: Иванов В.Б.

Тайны Севастополя.

Береговая батарея № 35 Севастополя

В связи с отсутствием броневого производства на командных пунктах батареи №35 были использованы броневые рубки недостроенных линейных крейсеров типа «Измаил» изготовленные до 1917 года.
К 1932 году два командных пункта были построены, из основного блока к каждому пункту вели потерны на глубине 20 метров. В этом же году к постам были проложены кабели от силовой электростанции батареи.

Кроме того, Военно-строительное управление РККА предлагало установить в командных постах по дизель-динамо в 25 л.с..

В 1930 году возникли протечки в сводах казематов батареи. Инженер Васильков отмечал, что при строительстве перекрытия сводов набивались жёстким бетоном, не обеспечившим впоследствии должную гидроизоляцию массива.

Для устранения течи было сделано торкретирование верхней поверхности перекрытий сводов, после чего протекание было временно прекращено.
В 1932 году продолжались работы по оборудованию батареи при этом следовало построить камеры для дегазации отравленного обмундирования, два поста воздушно-химического наблюдения; заделать загрузочные шахты потерн; закончить работы по сухопутной обороне, маскировке, герметизации броневых дверей и изменению схемы охлаждения дизелей.
На этом пока прервемся с историей батареи.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Ну что, подготовились? Теперь пошли в темноту и продолжим нашу экскурсию.

Из помещения центральной силовой станции (15) где стояли дизеля и генераторы выходим в центральный коридор и поворачиваем налево. Для лучшей ориентации моих читателей рекомендую использовать приведенные выше планы батареи.

Нумерация помещений в скобках дана по схеме из статьи Гаврилкина.

Центральный коридор загроможден обломками от взрыва в помещениях котельной и компрессорной и обрушившимися с покрытия кусками асфальта после того как после войны мародеры выдрали в металлолом противооткол. На месте люков в подъэтажник с коммуникациями — проломы.

Справа сколотый угол потерны, ведущей в первую башню, проем двери в кладовую механика (24) ошибочно названную на схеме в музее снарядным погребом и кубрик (23). Слева коридор в вентиляционную камеру (7) и пролом во взорванную котельную (6).

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

В полной темноте, свет сюда не попадает, проходим по центральному коридору дальше. Слева образовавшиеся после подрыва проломы в котельную (6) и компрессорную станции (6).

Стена, отделяющая их от центрального коридора превращена в обломки и вывалилась в коридор.

От взрыва покрытие сдвинулось чуть вверх, потеряв свою монолитность и герметичность, однако взрыв выдержало, получив многочисленные трещины. Если бы бетон был армированным, возможно такого бы не случилось, но сила взрыва тогда бы возросла.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Наружные стены бетонного блока батареи имели толщину 4,3 м монолитного бетона, тыльные стены имели толщину 1,8–2,1 м, внутренние перегородки 1,2 м.
Казематы имели перекрытия из монолитного бетона толщиной 2,5–3 м, с противооткольным слоем из стальных швеллеров №30, уложенных вплотную друг к другу. Между швеллерами и бетоном находился слой асфальтобетона толщиной 30 см.
В казематах блока второй башни были установлены:
– центральная силовая станция с тремя дизель-генераторами Д-3-330, мощностью по 150 л. с;
– осветительная станция с дизель-генератором 75 л.с. для питания осветительной сети, вентиляторов, насосов и других обиходных нужд и обслуживания аккумуляторной батареи 1 МЛ на 1000 а/ч;
– компрессорная станция с компрессором «Людвин» 18 л.с.;
– котельная установка системы парового отопления – три котла системы Шухова;
– противохимическая защита, состоявшая из четырех групп угольных фильтров ФП-360.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Котельная (6). Прямо за полуразрушенной стенкой была угольная яма, а по первоначальному проекту в этой стенке были проделаны амбразуры обороны горжи батареи.

Впоследствии они были заделаны при усилении бетонирования горжевой стенки.

Слева проход в коридор (7) ведущий в вентиляционную камеру (17). Сам коридор завален обломками, через него не пройти, пройдем через котельную.

Справа проход в помещение компрессорной станции (5).

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

В венткамере есть примечательная особенность — большой квадратный люк в полу, в который легко можно навернутся, путешествуя по подземельям без фонаря. Внизу остатки шиберов системы вентиляции.

Вероятно, здесь же стояли угольные фильтры, что видно на схеме батарейного блока в разрезе.

Не трудно догадаться, что камера с шиберами в подъэтажнике это по своему изначальному предназначению выгребная яма сортира на три посадочных места из которого наружу вели две бойницы обороны горжевой стены. В советский период достройки она была сильно расширена и превратилась в большой подъэтажник под сквозником и сопредельными казематами.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Простите за рекламу, но таковы правила. Кста, книга Сульдина полный отстой, что в остальных не знаю.

Береговая батарея № 35 Севастополя

Береговая батарея № 35 Севастополя

Использованная литература:
Андреев В.А. Севастопольская крепость в годы Первой мировой войны 1914-1917 годы.

Часть I. 1914 год. // Фортовед № 7. СПб, 2014.
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009 Цит. по bellabs.ru
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru 2007 и 2010 годов.
Первая часть была здесь .

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

Комментарии закрыты.