v-v.su
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

На бейных торгах сейчас продаются два лота немецких фотографий британского тяжелого крейсера Йорк (HMS York), сделанные после захвата Крита. Стартовая цена 10 евро.

Фотографии примечательные, равно как и история этого крейсера и его систершипа.

Британские тяжелые крейсера типа Йорк планировались к постройке в 20-е годы прошлого века. На их облик и вооружение наложили отпечаток как разразившийся экономический кризис, так и Лондонский морской договор 1930 года, устанавливающий ограничения на общее водоизмещение тяжелых крейсеров стран участниц.

В итоге серия вместо семи планируемых к постройке кораблей ограничилась только двумя — Йорк и Эксетер, которые исчерпали весь отпущенный Британии лимит тяжелых крейсеров и последняя была вынуждена перейти к постройке легких.

Артиллерия главного калибра британских тяжелых крейсеров типа Йорк состояла из шести 203-мм орудий Vickers BL MkVIII образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров в трех башнях. Дальность стрельбы 256 фунтовыми (116,1 кг) снарядами при угле возвышения 45° для этих орудий составила 26 670 м. Стоимость орудийных установок составляла 12% от стоимости крейсера.

Тем не менее, уменьшение водоизмещения кораблей и экономия средств морского бюджета сыграли злую шутку и крейсера были сравнительно слабо защищены. Их броня, прикрывавшая только жизненно важные части, не защищала от 8″ снарядов противника и была пробиваема даже 6″ снарядами с близких дистанций.

Недостаточность бронезащиты была очевидно. Повышенная мореходность и максимальная скорость в 32 узла не спасали при встрече с тяжелыми крейсерами одного с ними класса, построенными в обход условий договора.

«Эксетеру» по этой причине не повезло дважды. Первоначально он в компании с двумя эсминцами встретился 13 декабря 1939 года в южной Атлантике с немецким тяжелым крейсером «Адмирал Шпеер» в первом крупном морском сражении Второй мировой войны у устья Ла-Платы и получив тяжелые повреждения от огня немецких орудий, был вынужден выйти из боя.

Исход битвы тогда решили «наглые» эсминцы, загнавшие раненный «карманный броненосец» на рейд Монтовидео, с последующим его самозатоплением.

Точку в боевой истории «Эксетера» поставило сражение в Яванском море. 1 марта 1942 года уже имевший повреждения крейсер с двумя эсминцами эскорта встретился в бою с «супертяжами» (англ.

Super heavyweight — крейсерами в нарушение договора построенными с превышавшим стандарт водоизмещением) — японскими крейсерами типа «Мёко». В последнем для себя бою раненному «Эксетеру» в одиночку пришлось драться против четырёх крейсеров с предсказуемым результатом.

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

Боевая судьба «Йорка» была к нему первоначально благосклонна. Участвуя в эвакуационных, конвойных и рейдовых операциях в Атлантике и Средиземноморье он ловко избегал встреч с крейсерами своей весовой категории, довольствуясь мелкой добычей.

Однако все изменилось в ночь на 26 марта 1941 года во время стоянки крейсера в бухте Суда-бэй на Крите, когда британский флот подвергся атаке 10-ой флотилии MAS — штурмового подразделения итальянского военно-морского флота.

К началу Второй мировой войны подразделения 10-й флотилии торпедных катеров (Xa Flottiglia MAS) располагали различными типами специальных взрывающихся катеров, одним из которых был тип MTM (Motoscafo Turismo Modificato). На катерах данного типа устанавливался заряд в 300 кг взрывчатого вещества с ударно-гидростатическим взрывателем (имеющим дублирующий временной замедлитель).

MTM развивая большую скорость (24 узла), при ударе о цель разламывался и начинал тонуть, после чего на определённой глубине (ниже броневого пояса) происходило срабатывание взрывателя под действием гидростатического давления и подрыв основного заряда, приводившее к образованию больших пробоин в подводной части корабля противника. Пилот, предварительно направив катер на цель, покидал его.

Он должен был успеть взобраться на специальный спасательный плотик, чтобы избежать гибели в воде от гидродинамического удара при взрыве катера.

К месту операции MTM доставлялись специально оборудованными кораблями, на которых имелись слипы и электрические лебёдки. Старые эсминцы «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла» (оба типа «Селла») были оборудованы для этих целей и каждый из них мог нести по 3 катера MTM, спуская их на воду за 35 секунд.

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

25 марта 1941 года в 23:30 Эсминцы спустили шесть MTM на воду в 9 милях от входа в бухту. К 1:00 катера подошли к горлу бухты, имевшей длину 6 миль и направились к якорной стоянке.

По пути MTM, имевшие очень малую осадку и легко подымаемые подвесные моторы, преодолели 3 ряда боново-сетевого заграждения и к 4:45 утра собрались вместе. Лейтенант Фаджони приказал заглушить двигатели и дожидаться рассвета.

Катера стояли так близко к кораблям союзников, что итальянцы слышали боцманские дудки англичан.

К 5:00 катера суб-лейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески подошли к «Йорку» на расстояние около 300 метров и в 5:30 атаковали крейсер. На расстоянии около 90 метров от цели пилоты покинули катера и остались плавать на плотиках.

Оба катера взорвались у борта крейсера, который после взрывов накренился.

Корабельные и береговые орудия британцев открыли беспорядочный огонь, при этом не наблюдая противника.

MTM старшего унтер-офицера Лино Беккати серьёзно повредил бывший норвежский танкер «Перикл» (8324 дл. т). Остальные катера по разным причинам боевую задачу не выполнили.

Все шестеро итальянских пилотов уцелели и попали в плен.

После атаки крейсер «Йорк» был отбуксирован вглубь бухты и посажен на мель. В период до 22 мая 1941 года, перед отступлением англичан на юг острова, сначала были подорваны орудийные башни крейсера, а ,затем, он был окончательно выведен из строя германской авиацией.

А теперь перейдем к рассматриванию бейных лотов.

На первом фото посаженный на мель в бухте Суда-Бэй британский тяжелый крейсер HMS York. Хорошо видны разрушения двух орудиных башен.

Самая первая башня по какой-то причине имеет минимальные повреждения и сохранила свою конфигурацию.

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

Вид с надстройки крейсера на вторую орудийную башню с 8″ орудиями Vickers BL MkVIII. Башня сильно разрушена взрывом.

У левого орудия отсуствует замок и сильно побита осколками казенная часть, что как бы намекает на подрыв в башне боеприпаса в оболочке или на попадание в башню авиабомбы. Правое орудие кажется сохранило замок, но сильно сдвинуто вперед.

Справа на палубе спасательный плотик и нечто похожее на неразорвавшийся крупнокалиберный снаряд (сильно больше 8″).

Может быть ими подрывали башню? Первая башня сохранила свою форму.

Крейсер стоит на ровном киле.

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

Фотографии нашел и привлек мое внимание к ним псковский Михаил Тух .

Гибель тяжелого крейсера Йорк (HMS York) на Крите

Понравилось? Заходите еще, тащите ссылку на репортаж в свои соцсети.

Фу таким быть, если используете материалы без ссылок.

Комментарии закрыты.