Бирюзовое счастье
Магия любви, привороты, отвороты, заговоры, приметы, фен-шуй, значение имени, отношения, психология, гадания, таро, руны и многое другое.

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского. Сумасшедшего короля, желавшего жить в сказке.

Герой нашего повествования Людвиг 2 Отто Фридрих Вильгельм Баварский (1845 — 1886 гг.) вошел в историю как сумасшедший правитель, который пытался превратить в сказку реальную жизнь вокруг себя. Он был любим народом, и остался в истории как несчастный больной романтик, который использовал данную ему власть, чтобы сделать мир красивее.

Короля нет — а то прекрасное, что он лелеял осталось, и именно из-за этого мы вспоминаем его сегодня — с печалью и благодарностью.

Людвиг по своему рождению принадлежал к старинному роду Виттельсбахов , с 12 века правившему Баварией. При его прадеде, Максимилиане 1, в начале 19 века, Бавария стала королевством, королями ее были дед и отец Людовика.

Его предки проявляли большой интерес к искусствам, как например, его дед, Людовик 1 — окружая себя поэтами, художниками и и прочими разнородными служителями муз, которые подпитывали их романтически — возвышенное отношение к миру и к истории Германии. На культуру в Баварии тратились просто немыслимые суммы, это было, так сказать, местной особенностью.

Кстати, мальчик был назван в честь деда, поскольку у них получился общий день рождения, и романтический Людвиг 1 увидел в этом некий знак.

Отец ребенка Максимилиан 2 (1811 — 1864 гг.) тоже традиционно был не чужд искусствам. Так вышло, что он умер раньше своего отца, поскольку обладал слабым здоровьем, но успел и сам побывать королем (исторические события, которые этому поспособствовали мы здесь не рассматриваем), и передать трон своему старшему сыну.

А заодно и испортить этому сыну и без того слабую психику.

Портрет Людвига II Баварского

Матерью Людвига 2 была Мария Фридерика Франциска Гедвига Прусская (1825 — 1889 гг.), и, считается, что болезнь детям передала именно она, хотя как по мне, причуд Людвига 1 более чем хватало для подобной наследственности. К тому же одна из сестер ее мужа, Александра, имела явные проблемы с головой — например, носила только белую одежду, а в периоды обострений лечилась в клинике от навязчивого бреда.

Портрет Людвига II Баварского

Так же у Людвига 2 был младший брат, Отто Вильгельм Луитпольд Адальберт Вальдемар Баварский (1848 — 1916 гг.), который после него наследовал трон. Для нас он интересен только тем, что был настоящим клиническим психом, со временем ставшим совершенно недееспособным, что косвенно доказывает несостоятельность любителей разного рода теорий заговоров, еще и в наше время утверждающих с пеной у рта, что Людвиг 2 был нормальным, просто оригиналом.

Портрет Людвига II Баварского

Детство мальчиков прошло в прекрасной местности, в стенах древнего славного замка, овеянного легендами и песнями средневековых миннезингеров.

Портрет Людвига II Баварского

Замок этот был построен рыцарями в 11 веке, имел славную историю, но к 19 веку уже пребывал в руинах. Максимилиан 2, считающий, что его род ведет начало от этих самых рыцарей, руины выкупил, и вложил колоссальные средства в то, чтобы воссоздать на их месте прекрасный романтический замок в средневековом стиле.

Здесь жила его семья, и выросли его дети.

Немаловажная деталь — с замком была связана легенда о Рыцаре Лебедя , который приплывает на лодке, влекомой лебедем, чтобы спасти деву, женится на ней, но дева никогда не должна спрашивать его имя. После того, как она однажды делает это, рыцарь ее покидает, и дева умирает от тоски.

С Рыцарем Лебедя связано много средневековых легенд. В том числе — о Лоэнгрине, который был Рыцарем Чаши Грааля — общества, члены которого втайне обеспечивали безопасность королевствам, которые потеряли защитников.

Этой легендой была буквально пропитана атмосфера воссозданного замка — от породистых лебедей в озере до картин в залах, и в этой таинственно — возвышенной обстановке вырос романтический Людвиг.

Братья росли в суровых спартанских условиях. Все их время было посвящено учебе и атлетическим занятиям — никаких развлечений, никаких сладостей, никакого общения с ровесниками — только раннее вставание, книги и учителя.

За малейшую провинность детей пороли. При этом, Максимилиан это делал собственноручно, поскольку считал с одной стороны, что порка полезна как воспитательное средство, а с другой стороны — ее целью было доставить физические страдания, а не психологические, в том плане, что для детей короля было бы унижением, если бы их таким образом наказывал кто то из вассалов.

Целью всех этих строгостей, ограничений и усиленного напичкивания знаниями было приучить принцев к умеренности, простоте и любви к наукам и искусству.

Удалось только последнее.

Людвиг рос вполне нормальным ребенком, все странности он продемонстрировал уже будучи взрослым.

Он был очень красив собой: рост под 2 метра, стройный, спортивный, черные волнистые волосы, пронзительные голубые глаза. Он прекрасно разбирался в музыке, любил и чувствовал ее, знал несколько языков, любил историю, искусство, поэзию.

А еще прекрасно плавал, отлично фехтовал и был великолепным наездником. С 12 лет он ходил в большие одиночные походы по горам Баварии — принц любил природу и одиночество.

Это был такой атлет — романтик, идеал рыцаря, каким его рисует женское воображение.

Портрет Людвига II Баварского

Рыцарем он, наверное мог бы стать хорошим. А вот стать хорошим королем — не смог.

Людвиг получил трон в 18 лет — после смерти отца, и был совершенно не готов к государственной деятельности. В тронной речи он сказал: «Я всегда буду делать всё, что в моих силах, чтобы принести моему народу счастье» . Без сомнения, он говорил искренне.

Вот только его представления о счастье не совпадали с интересами народа.

Он был не рациональным практиком, а живущим в романтических мечтах романтиком. Мир грез, населенный героями прошлого был ему ближе прозаической и суровой реальности — и в этот мир он стал проваливаться все больше, используя средства не бесконечной государственной казны.

Портрет Людвига II Баварского

Вот некоторое описание его причуд.

Он любил воображать себя Лоэнгрином — приказывал впрягать в лодку лебедя, и в таком виде плавал по озеру рядом с замком, в котором жил. При этом сам был разодет в фантастический рыцарский наряд из папье — маше, и пел песни из оперы Лоэнгрин.

Однако идиллию нарушали крестьяне из окрестных сел, которые собирались как на представление посмотреть на такое чудо по берегам озера. Крестьяне его сбивали с романтического настроя и мешали.

Тогда король приказал сделать бассейн на крыше замка Берг. И начал там плавать в сопровождении лебедя и петь.

Но бассейн — это не озеро, он очень напоминал ванну. Чтобы оживить картинку — в воду насыпали медного купороса.

Волны стали голубыми и красивыми, но купорос проел сам бассейн в результате чего был залит весь замок и испорчено имущества на миллионы.

После этого водоем сделали внутри очередного замка. Чтобы вода сверкала, была разработана целая оптическая система.

Король покатался, но заскучал. Рыцарю нужна стихия!

Согнали солдат, которые устроили волны при помощи специального устройства.

Однажды солдаты переборщили — волны вышли слишком высокими — лебедь с перепугу обгадился, а король упал в воду, не справившись с лодкой — прямо в театральных доспехах.

Часто к бассейну, имитирующему природный грот, сзывались музыканты, которые играли, пока король плавал и жил в фантазиях.

Портрет Людвига II Баварского

Еще одним развлечением Людвига были беседы с духами французских аристократов времен Людовика 14 , и с самим французским королем. Людвиг любил с ними обедать.

В замке был оборудован зал, из которого стол на специальном приспособлении спускался на этаж ниже, на кухню — там сервировался, и тем же приспособлением поднимался наверх. Стол сервировали по желанию монарха на несколько человек.

Одним был сам король, а остальными — аристократы из прошлого века, которых никто кроме него не видел. Король с ними беседовал, смеялся их шуткам, спорил.

В комнате он был один, и никто не мешал ему и его гостям. Хотя слуги, незамеченные Людвигом и присматривали за его трапезами, холодея от ужаса — король слышал голоса и видел галлюцинации.

По ночам он часто уезжал из замка в горы, и там декламировал стихи под звездным небом. При этом мог еще одеть костюм горного духа — представьте, что чувствовали случайные прохожие, встретив такое при свете луны.

Вообще, он любил наряжаться в костюмы персонажей древних легенд и разгуливать в таком виде.

Один жуткий костюм — из перьев, производил особенно сильное впечатление на охрану замка, когда король ночью внезапно проходил в нем мимо.

Портрет Людвига II Баварского

В 16 лет он присутствовал на опере Вагнера Лоэнгрин. Вагнер был величайшим композитором и реформатором оперы, который имел стройную философскую систему, положенную в основу его творчества.

Его произведения были новым словом в музыке той эпохи. Они обладали огромным психологическим воздействием на слушателя, и Людвиг вполне этому воздействию поддался и вышел из театра потрясенный.

С того вечера он стал горячим почитателем Вагнера, почувствовав в нем родственную душу, и найдя в его произведениях воплощение собственного героико — романтического настроя.

Став королем он пригласил композитора в Баварию, и сделал все, чтобы окружить его максимально комфортными условиями для творчества. Людвиг писал Вагнеру . С самого раннего детства вы были, не подозревая о том, единственной моей отрадой, наставником и учителем, лучшим другом, который беседовал с моим сердцем.

Король выплатил все долги Вагнера, построил для него дом, создал в Мюнхене музыкальную школу, построил Дворец фестивалей для его опер, начал строить современный оперный театр, заточенный на вагнеровское видение оперы как искусства. Он оплачивал все расходы композитора, и тратил огромные средства на достойные постановки его произведений.

Он делал все, чтобы, как он сам писал, Вагнер .. .мог свободно расправить могучие крылья своего гения в чистом воздухе восхитительного искусства.

Он строил замок с мечтой о том, что Вагнер, вдохновленный его волшебной обстановкой напишет там новые прекрасные оперы. Специально для Вагнера был заказан прекрасный белый с позолотой рояль, а сам замок устроен с неправдоподобной роскошью.

Но Вагнер в этом замке так и не побывал.

Композитор сам не ожидал такой удачи от судьбы, и писал своему другу . К сожалению, король такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеёк в песке, в этом жестоком мире. Мне так везёт, что я просто раздавлен; только б он жил…

Собственно, благодаря Людвигу Вагнер и стал знаменит.

Портрет Людвига II Баварского

Однако, такие грандиозные траты были не по сердцу рачительным немецким бюргерам. Людвиг чувствовал приближение неприятностей и писал Вагнеру: . О сколь бедны и вульгарны многие люди.

Их жизнь вертится внутри тесного и узкого круга их невзрачной повседневности.

Мы должны пробить брешь в стене потребительства. Потрясти законы, на которых покоится наш мир.

Идеал вновь должен обрести жизнь.

Однако не получилось. Вульгарные бюргеры не понимали ни трат короля на музыканта, ни его привязанности к гению, объясняя это низменными гомосексуальными наклонностями монарха.

В итоге, в декабре 1865 года Людвиг был вынужден уступить требованиям правительства, жителей Мюнхена и его собственной семьи, и выслал Рихарда Вагнера из Баварии.

Сам Людвиг с трудом пережил это потрясение, и до конца жизни композитора продолжал его финансировать. После смерти Вагнера он писал: .

Вагнер – это величайший дар, который я могу принести моему народу.

Вагнеру я обязан смелостью и верой в то, что я могу сделать что-то хорошее в жизни хотя бы в скромной роли посредника. Король гордился тем, что именно он первым признал художника, которого в день его смерти оплакивал весь мир.

Еще одной страстью короля было строительство замков.

Всего он начал строить три замка, но только один полностью был закончен при его жизни — тот самый, с белым роялем для Вагнера — Линдерхоф (заложен в 1870 году).

Портрет Людвига II Баварского

Здесь Людвиг разгуливал в костюмах эпохи Людовика 14, здесь находилась комната со спускающимся вниз столом (такая же, как когда-то у Людовика 14), здесь король беседовал с духами французских аристократов прошлого и был счастлив.

Поклонение перед Людовиком 14 вызвало к жизни еще один проект — замка Херренкимзее (заложен в 1878 г.). Он был задуман уже не как миниатюрная, а как полноценная копия Версаля.

Вот фото замка из интернета — как можно судить по ним — внутри тоже необыкновенная роскошь.

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

И самый знаменитый из всех замков короля — Нойшванштайн (заложен в 1869 году).

Карусель взята из интернета — но замок всем прекрасно известен благодаря собственной красоте и изумительным видам вокруг.

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

Портрет Людвига II Баварского

Вся архитектура и украшения интерьера замка пронизаны мотивом легенды о Рыцарях Лебедя. Изнутри замок украшен иллюстрациями к операм Вагнера и старинным германским легендам.

Ко этому всему прилагались все достижения современной цивилизации на предмет комфорта, в том числе — собственная электростанция.

Стоит ли говорить, что суммы были не менее изумительные, чем сами стройки. И все это черпалось из государственной казны.

Когда настал все таки рубеж, за которым деньги закончились, и министр финансов сообщил об этом королю, тот отреагировал в духе любимых средних веков — он приказал высечь министра и выколоть ему глаза (естественно, выполнено не было).
Пошли займы у других стран, в том числе подкрепленные невыгодными для Баварии политическими обязательствами. Затем в голове короля созрела идея послать людей грабить банки в Европе, чтобы добыть деньги на строительство (и послал — но люди оплату за труды взяли, а банки грабить не стали, сообщив их величеству, что план сорвался).

В общем проблем с этими замками было много. Чтобы как то покрыть расходы и выплатить взятые королем кредиты, позже было принято решение открыть Нойшванштайн для платного посещения всем желающим.

Это была удачная мысль — уже в 1899 году замок себя окупил и с тех пор приносит стабильную прибыль казне.

Отношения Людвига 2 с женщинами были сформированы рыцарскими идеями платонического обожания Прекрасной Дамы, что только укрепило его репутацию человека странного, и породило слухи о гомосексуальных наклонностях.

У него была такая Прекрасная Дама, которой он поклонялся, с которой дружил, которая его понимала, была столь же романтична, и отличалась необыкновенной красотой и достоинствами. А также. как и настоящая Прекрасная Дама была замужем за другим.

Речь идет о его двоюродной сестре — императрице Елизавете Австрийской, или Сисси.

Портрет Людвига II Баварского

Сисси его преклонение воспринимала с легким юмором. Она, к примеру, писала: .. .Вчера король был с долгим визитом у меня, и если бы, наконец, не пришла бабушка, то он был бы и до сих пор тут.

Он столь долго целовал мне руку, что тетушка София, которая видела это в открытую дверь, спрашивала меня потом, в порядке ли моя рука.

Однако — единственной она не была. Людвиг преклонялся еще перед одной царственной дамой — и ею была супруга российского императора Александра 2 — Мария Александровна , которая тоже приходилась ему родственницей, а так же была существенно старше.

Портрет Людвига II Баварского

Императрица болела туберкулезом и часто посещала германские курорты — Людвиг ее неизменно сопровождал. Он называл ее своей настоящей матерью и писал следующее: .

Эта почтенная женщина произвела на меня впечатление святой. Ореол чистоты окружает ее.

У него была невеста — младшая сестра Сисси, тоже его кузина — София Баварская . Подруга еще его детских игр, столь же романтичная и немного со странностями, так же влюбленная в музыку Вагнера.

Портрет Людвига II Баварского

Они даже были помолвлены. Свадьбы с нетерпением ждал весь народ Баварии — ведь король был обязан жениться и оставить наследников.

Подготовка к свадьбе шла полным ходом. Было потрачено много денег, выпущены памятные монеты, заказана позолоченная свадебная карета.

Но Людвиг свадьбу отложил. Потом опять отложил.

Потом еще раз.

В итоге отец невесты написал ему письмо с просьбой как то определиться и не позорить его дочь. Людвиг устроил скандал, обвинил несостоявшегося тестя в непонимании и разорвал помолвку.

Невесте он написал .. .

Твой жестокий отец разлучил нас.. . После чего выбросил ее бюст в окно.

Впрочем, была допущена оговорка, что если София через год не найдет себе другого жениха, то не исключено, что он все же женится на ней. София однако, ждать не стала, и скоро вышла замуж, чем принесла Людвигу огромное облегчение.

Вообще, его отношение к женщинам было вполне в русле его безумия.

Одной знаменитой актрисе он приказал круглосуточно читать ему вслух в его спальне. Король лежал в постели, а актриса читала ему, сидя рядом в кресле.

И вот однажды она в процессе чтения присела на край кровати короля — и в итоге в 24 часа была выслана из Баварии за оскорбление величества!

Мать он ненавидел и называл ее «вдова моего предшественника». Впрочем, возможно отсутствие теплоты и внимания с ее стороны в детстве и были причиной подобных особенностей Людвига.

Портрет Людвига II Баварского

С возрастом король все больше изолировался от людей.

Он стал вести ночной образ жизни, стал агрессивным — в частности, бил слуг. Ему приходила в голову мысль продать Баварию, и купить земли где — нибудь в Тибете или Океании, чтобы быть подальше от министров.

На заседаниях правительства он сидел за ширмой, чтобы никого не видеть. По тем же причинам вокруг него за столом во время банкетов ставили много букетов с цветами.

Одного из министров он заставлял приходить на прием исключительно в маске — ему не нравилось его лицо.

Периодически у Людвига наступали приступы мускульного бешенства: он скакал, плясал, прыгал, рвал на себе волосы и бороду. Или же напротив, мог оцепенеть и стоял часами неподвижно на одном месте.

Он отдавал дикие приказы утопить, заковать в цепи людей, которые по его мнению в чем то провинились. Пачками отправлял подданных в воображаемую Бастилию.

Естественно, ничего подобного не выполнялось, но ему подавали отчет о проделанной работе, чтобы успокоить.

Король имел неконтролируемый аппетит, и с возрастом сильно растолстел. Много пил — любимым его напитком было шампанское, смешанное с рейнвейном и с каплями фиалкового эфирного масла.

Еще он подсел на хлоралгидрат, который ему давали как успокоительное.

Портрет Людвига II Баварского

Политикой он не интересовался вообще. Не заметил две войны, в которых была вынуждена принять участие Бавария, и резко ухудшил своими забавами и без того сложное финансовое положение в стране.

Вполне закономерно, что однажды был организован заговор , в ходе которого консилиум врачей сперва заочно признал короля душевнобольным (8 июня 1886 года), а потом правительство объявило его недееспособным (9 июня 1886 года). Как по мне, так баварцы еще долго терпели.

12 июня его перевезли из замка Нойшванштайн, где он предпочитал находиться, в замок Берг. А 13 июня 1886 года Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором фон Гудденом , психиатром.

Профессор по невыясненным причинам отослал двух сопровождавших их санитаров обратно, и дальше они с королём пошли одни по берегу замкового озера. Больше живыми их никто не видел.

Портрет Людвига II Баварского

Через несколько часов тела короля и психиатра нашли утонувшими на мелководье. Оба были одеты, и даже с зонтиками, но лицо фон Гуддена как бы повреждено в драке.

Как именно и почему они погибли осталось неизвестным, хотя версий было и есть очень много.

Так закончил свою жизнь один из самых несчастных королей Европы — человек, имевший хорошие способности и доброе сердце, но не сумевший противостоять страшной болезни, уничтожившей как все его добрые начинания, так и его самого.

Комментарии закрыты.