С чьими танками сражался Вермахт на станции Жабинка под Брестом?
С чьими танками сражался Вермахт на станции Жабинка под Брестом?
Так вот значит какие танки Renault FT-17 были запечатлены на немецких фотографиях в районе станции Жабинка под Брестом! История оказалась крайне примечательная, как никак бой танков с бронепоезда с войсками Вермахта.
Мой ЖЖ камрад francis_maks занимается историей бронепоездов, причем как польских, так и советских, в боях на территории Беларуси. Рассказ о боевом пути польского бронепоезда «Бартош Гловацкий» не так давно пополнился эпизодом боя на станции Жабинка с использованием танкеток TKS и танков Renault FT-17, а через мои руки как раз прошли немецкие фото этого эпизода.
Кусочки пазла сложились. Но обо всем по порядку.
К концу 1930-х годов «Bartosz Glowacki» числился в составе 2-го дивизиона бронепоездов (2 Dywizjon Pociągów Pancernych) и находился на хранении в Неполомице (Niepołomice) возле Кракова). В 1939 г. бывший «Bartosz Glowacki» мобилизован, как P.P.55 (именное написание в официальных документах не применялось).
Командиром назначен капитан Andrzej Podgórski.
8 сентября, ввиду прорыва немцев к Варшаве, генерал Сосновский предложил сконцентрировать все силы, на юго-востоке Польши и создать из них мощную группировку, тылами упирающуюся в румынскую границу. Во исполнение этой идеи бронедивизион отправился на восток.
Через пять дней бронепоезда миновали Брест и вышли к Жабинке.
Причём, самым тяжёлым оказался переход между Минском Мазовецким (Mińsk Mazowiecki) и Седлецом (Siedlce) 10 сентября. Продвигаться пришлось расчищая дорогу от разбитых бомбами вагонов и восстанавливая разрушенные пути.
11 сентября экипаж обнаружил брошенную 40-мм зенитную установку Bofors, установил её на платформу, заметно усилив защиту поезда.
Бронепоезд Р.Р.55 принял первый бой 14 сентября в районе ст. Жабинка восточнее Бреста.
Точнее, первыми это сделали 4 танкетки TKS, отправленные на разведку в направлении моста через Мухавец.
Там они столкнулись с группой немецких бронеавтомобилей разведывательного подразделения 3 танковой дивизии.
После перестрелки три танкетки были оставлены экипажами и достались противнику. При этом обошлось без потерь среди личного состава.
Так же, вскоре после выгрузки с железнодорожного шасси, был поврежден и брошен один из танков Renault FT-17. Попытка отогнать противника огнём из стрелкового оружия не увенчалась успехом.
Только применение бронепоездом артиллерии заставило врага отступить.

Вскоре после этого бронепоезд занял позицию на переезде, остановил и заставил отойти колонну, приближающуюся по дороге с севера (от Каменца), в сопровождении мотоциклистов. Несколько машин было при этом уничтожено.
Заняв позицию за вершиной холма, группа танков 5-го полка предприняла попытку отрезать путь на Брест, но артиллерия бронепоезда помешала этому маневру. Позднее бронепоезд обстреляла батарея 75-го артиллерийского полка и, после 45-минутной дуэли, он ушёл в Брест.
В этом бою успешные действия бронепоезда приостановили продвижение авангарда немецкой дивизии.

В ряде немецких источников говорится об уничтожении бронепоезда, но это абсолютно неверно. Так как немецкие части заняли в этот же день часть Бреста и главный железнодорожный вокзал, бронепоезда Р.Р.53 и Р.Р.55 ушли на юг (для этого экипажу пришлось загрузить тендер углём вручную).
После короткого отдыха в Ковеле 18 сентября 1939 года командиры решили идти на Львов, находящийся под угрозой германского окружения.
Бронепоезда пробились в город с боем через немецкие позиции. Р.Р.55 назначили северо-западный сектор обороны, Р.Р.53 – юго-восточный.
19 сентября бронепоезд Р.Р.55 поддерживал огнём 35-й (резервный) пехотный батальон в вылазке от Львова на Холошко и высоту 374, в попытке прорваться навстречу приближающейся армии генерала Сосновского.
В этом бою попал под огонь вражеской артиллерии 1-й горной дивизии и понёс определённый урон. Были повреждены бронеплощадки и пробит паропровод на паровозе, но потери были невелики (2 убитых и несколько раненых).
Бронепоезд удалось отвести обратно, зацепив обычным паровозом. Но продолжать боевые действия он не мог.
По сообщениям ряда источников, к утру 20 сентября бронепоезд удалось вернуть в боеспособное состояние. Это выглядит правдоподобным, принимая во внимание хорошее состояние бронеплатформ после захвата в плен, тем не менее, нет данных о дальнейшем использовании в бою.
22 сентября 1939 г. Львов сдался советским солдатам, вторгшимся на территорию Польши 17 сентября и быстро подошедшим к городу в соответствии с Советско-Германской линией разграничения. Оба бронепоезда, Р.Р.
53 и Р.Р.55 сдались Красной Армии.
Полную версию истории смотрите в моем ЖЖ starcom68 здесь
Комментарии закрыты.